Новое и интересное:

Агентство
зарубежной недвижимости
и бальнеолечения

Партнер Туристического Холдинга "Русалка Холидейз"

1 января *- Праздник очень яркий и красочный, благодаря обычаям и традициям, присущим болгарам. Он начинается еще вечером 31-го января.


Чем богаче уставлен стол, тем плодороднее будет год. Вот почему стол должен ломится от яств. В середину стола ставят обрядовые караваи, украшенные изображениями виноградных лоз и ульев, нивы и сада. В каравай обязательно кладут монету. Особое место занимает баница (слоеный пирог) с запеченными внутри кизиловыми веточками, каждая из которых символизирует дом и домашнюю живность, здоровье и успех в учебе.


Перед ужином самый старый член семьи кадит тмином стол, читает молитву и разламывает каравай. Кому достанется монетка, тому будет везти во всем круглый год. А когда в конце дело дойдет и до баницы, то становится видно, кому достался дом, хлев, живность, а кому успех в учебе, в любви или в хозяйстве.


В эту ночь совершается много обрядов с пожеланиями благоденствия. Но с особым нетерпением ждут пожеланий, которые произносят сурвакары - подростки и молодые люди, которые после наступления полуночи отправляются из дома в дом с кизиловыми ветками в руках. Они похлопывают ими хозяев по спине с пожеланиями доброго здоровья, долголетия и всяческих успехов в жизни. Кизиловая веточка, или так называемая «сурвачка», - обязательная принадлежность каждого из сурвакаров.


Первого января свои именины отмечают Васил, Василка, Веселина, Веселин. Потому и день в народе больше известен как Василевдень.


6 января – Благоявление в Болгарии
Богоявление - один из самых почитаемых праздников в Болгарии. Считается, что в этот день Господь Иисус Христос принял крещение в реке Иордан от Иоанна Предтечи. Поэтому в этот день свои именины празднуют люди с именами Иордан, Иорданка, Богдан, Богдана.


Праздник тесно связан с водой и купанием в холодной воде. После службы в храме священники во главе многолюдной толпы отправляются к ближайшей реке или водоему, где намечено бросать в воду крест. Это захватывающее зрелище собирает не только верующих, но и толпы зевак. Вынимать крест из воды обычно готовятся молодые мужчины. Считается, что того, кто первым вынет из воды брошенный священником крест, весь год ждут успех и здоровье. Еще поверье гласит, что если крест замерзнет в воде, то урожай уродится на славу.


Девушки тоже по-своему принимают участие в этом празднике. Еще до восхода солнца они отправляются к колодцу или к ручью налить себе «крещеной» воды. У ручья они обмывают домашнюю икону и свои лица.


В Родопах есть еще традиция в этот день бросать в воду молодоженов (тех, кто в истекшем году обвенчались), чтобы они зарядились на весь год здоровьем. Бросание в воду совершается специальными людьми - «хаскарами». Если реки поблизости нет, то обряд совершается у родника или у колодца.


В народе праздники Богоявление и Иванов день называют «Водицы» из-за связи с водой.


В этот день также отмечается день рождения великого сына болгарского народа Христо Ботева, короткая, но яркая жизнь которого сыграла огромную роль не только в борьбе болгарского народа за свободу, но и в болгарской литературе, истории, культуре.



8 января – бабин день
На следующий день после Иванова дня в Болгарии в народе отмечают Бабиндень. Это древний праздник, сохранившийся до наших дней с языческих времен. Он посвящен деревенским повивальным бабкам, которые в старину помогали при родах. Обычно воспринимается как своеобразный женский ответ определенно мужским праздникам Богоявление и Ивановдень. Рано утром к старухе-акушерке идут женщины, чьи дети в возрасте от 1 до 3 годов. Там во дворе, под фруктовым деревом проводится ритуал «умывания рук». Молодые женщины, которые захватили с собой из дому ведерко с чистой водой, мыло и новое полотенце, поливают повивальной бабке помыть себе руки, а потом подают ей полотенце, которое та принимает в дар (еще в дар повивальной бабке приносится одежда, полотно - все это кладут ей на правое плечо). При этом ритуале старуха старается поднять как можно больше брызг кверху с наговором, чтобы ребенок женщины бегал и прыгал в крепком здоровьи.


Со своей стороны старуха тоже дарит матерям детские носочки и рубашечки, а если с матерью пришел и ребеночек, то она завязывает ему на руку монетку или фигурку лошадки сплетенными нитками (красной и белой). В этот день все женщины собираются на обед к повивальной бабке. Каждая приносит с собой вино, ракию, вареную курицу и обрядовый хлеб и при входе в дом целует хозяйке руку. За столом все веселятся, шутят, разговоры почти всегда исполнены сексуальным подтекстом. Сама повивальная бабка иногда проводит ритуалы, которые должны помочь женщинам иметь больше детей. На это застолье мужчинам вход воспрещен, но в определенный момент они являются в дом старухи, переодетые волами с рогами с заранее приготовленным ковшом или тележкой, забирают старуху, заталкивают ее в ковш или сажают на тележку и везут ее на реку, где купают в воде. Это обрядовое купание повивальной бабки делается для того, чтобы в новом году она была здоровой и сильной.


Праздник заканчивается вечером весельем и танцами на площади.


14 февраля – День Святого Валентина
День святого Валентина стали праздновать в Болгарии сравнительно недавно. Но он быстро пришелся по вкусу всем: и молодым, которые с удовольствием нашли повод продемонстрировать свои чувства друг к другу, и бизнесменам, которые усмотрели в празднике лишнюю возможность увеличить доход от своих продаж. Так или иначе, вот уже второй десяток лет День святого Валентина победно шествует по болгарским городам и даже селам.


Почти везде в этот день устраиваются балы и вечеринки, а в дискотеках людно, как никогда. Подготовка к празднику подчиняется установленной во всем мире традиции - слать любимым (да и просто знакомым) валентинки с объяснениями в любви, благопожеланиями или просто с приветом.


В школах и других учебных заведениях традиция приняла свое самое бурное развитие - там обычно устанавливаются специальные коробки для сбора валентинок, а в день праздника нарочные гонцы рассылают валентинки адресатам. Конечно, валентинки можно послать и по почте, как обычной, так и электронной. Некоторые же не склонны доверять другим и предпочитают сами вручать валентинку объекту своих чувств. Хотя в это время года цветы безумно дороги, к концу дня в цветочных киосках и магазинах цветов уже нет.


В Болгарии, однако, День святого Валентина принял еще одну - типично болгарскую - особенность. Дело в том, что когда-то праздник виноградарей Трифон Зарезан отмечался как раз 14 февраля. А в некоторых районах Болгарии он и продолжает все еще отмечаться в этот день. Произошло очень интересное слияние двух праздников. Вакхический характер праздника Трифона Зарезана по-своему стал дополнять жизнерадостный порыв праздника любви. Это и понятно: «In vino veritas» без труда можно преобразовать в «Любовь спасет мир!». Не правда ли?...


19 февраля – День Васила Левского и Прощенное воскресенье
19-го февраля в Болгарии отмечают «День Васила Левского», пламенного болгарского революционера, идеолога и организатора освободительной борьбы болгарского народа против османских поработителей.


В этот день 1873 года в Софии приговоренный турецким судом к смерти Левский был повешен. Его короткая жизнь, исполненная опасностями и напряжением, может действительно послужить примером. Безусловно, для всех болгар он и является таким примером.


«Я посвятил себя отечеству, служить ему до смерти и работать по народной воле», - пишет Левски. Своей полной самоотверженностью и нравственной чистотой он заслужил прозвище Апостол свободы.


В этот день к его памятнику в центре Софии, воздвигнутый на самом лобном месте, течет река людей с цветами и венками. У памятника звучат песни 19-го века, произносятся речи, декламируются стихи.


Несколько лет назад рядом с родным домом Васила Левского была воздвигнута часовня в его память «Все болгарские святые». Идея архитектора, музейной коллегии и всех, кто поддержал это дело, состояла в том, чтобы таким образом, хотя и не канонизированный Болгарской Православной Церковью, Левский был канонизирован всем болгарским народом.


Он стоит рядом с теми болгарскими святыми, которые отдали свою жизнь за сохранение христианской веры и всего болгарского. В этой часовне хранится прядь волос Васила Левского, и каждый, посетивший его родной дом и часовню, может увидеть эту самую сокровенную реликвию, оставшуюся от Апостола.


Прощеное воскресение или, как в Болгарии его называют, «Прошка» или «Сирни заговезни», предваряет начало Великого поста перед Пасхой.


Еще за неделю до «Прошки» начинаются шествия кукеров - ряженых под звери или под традиционные образы (старухи, священника, сборщика налогов, царя). Их образы должны вызывать страх, чтобы все нечистые силы бросились наутек от их танца. Танец кукеров гонит прочь зиму, способствует плодородию и здоровью. Обычно к поясу кукеры прикрепляют тяжелые медные погремушки, которые при тряске издают характерный звук. Общий вес снаряжения кукера иногда доходит до 25-30 кг и более.


В день «Прошки» люди обычно собираются по-семейному. Молодые просят у своих родителей прощения (прошку) за нанесенные в году обиды и прегрешения, а те им охотно прощают: «Бог простит!» На стол обычно подают слоеный порог (баницу) и белую халву с орехами.


Для детей устраивают особое соревнование - «хамканье»: на длинной нитке над столом привязывается кусок халвы или круто сваренное яйцо (без кожуры) и ему задается движение по кругу. Кто из детей первым поймает ртом (без помощи рук) яйцо, тому весь год будет везти. Затем поджигают нитку и по тому, как она горит, гадают об урожае и о погоде в этом году.


Вечером того же дня зажигают большой костер (в течение всей предыдущей недели собирали к нему сухие сучья и траву) и потом парни и девушки перепрыгивают через него. Считается, что после прыжка огонь сжигает зло, которое нас преследовало всю зиму.


1 марта – праздник прихода весны.


Болгары очень красочно празднуют приход весны и дарят друг другу мартеницы в знак ее наступления. Мартеница - обычай, имеющий древнефракийское происхождение. Первые мартеницы представляли собой белую и красную шерстяную нитку, к которой иногда привязывали серебряную или золотую монету.

Мартеницы делают женщины накануне праздника. По традиции мартеницы привязывают на руки, ноги, шею, пояс, верхнюю одежду. Мартеницы носят на теле в течение трех, девяти, 25 дней. Затем их снимают и прячут под камень, вешают на зазеленевшее во дворе плодовое дерево, бросают в реку, закидывают на крышу дома. Нередко мартеницы носят до тех пор, пока не увидят первую весеннюю птицу, иногда змею.

Спрятав мартеницу под камень, на следующий день по ней гадают о плодовитости скота. По поверьям из Пиринского края, прилипшее к мартенице насекомое сулит удачу в разведении скота, при этом полагают, что муравьи на мартенице означают множество коз или овец, божьи коровки - крупный рогатый скот, паук - разведение ослов. Подобным образом (по наличию на мартенице насекомых, соломинок, щепочек) девушки гадают о замужестве.


3 марта – день освобождение болгарии от османского ига*
Национальный праздник Болгарии – «День освобождения от османских угнетателей и воскрешения болгарского государства».

C 1396 по 1878 годы Болгария входила в состав Османской империи. В результате победы России в русско-турецкой войне 1877-1878 годов страна обрела независимость.

3 марта 1878 года был подписан мирный Сан-Стефанский договор между Россией и Османской империей. С русской стороны договор был подписан графом Н. Игнатьевым.

По силе Сан-Стефанского договора Болгарии становилась самым большим государством на Балканах. В ее пределы должны были входить Южная Тракия (с выходом на Белое море), вся Македония на юго-западе и Добруджа на северо-востоке. На западе в территорию страны входили восточные территории нынешней Сербии.

Летом 1878 года в Берлине на Конгрессе великих сил Европы по настоянию Австро-Венгрии и Англии Сан-Стефанский договор был переделан, границы Болгарии - урезаны. Несколько миллионов болгар остались за пределами своего независимого государства. Это послужило поводом для принятия Болгарией национальной доктрины - объединение разрозненных Берлинским договором болгарских земель. На несколько десятилетий вперед история страны тесно связана с этой доктриной.

В этот день поднимают национальный флаг и возлагают венки к мемориалу Неизвестного воина в Софии в память о болгарах, погибших в борьбе за освобождение отечества. Вечером на площади перед Народным собранием (Парламент страны) у памятника Царю Освободителю - Александру ІІ идет торжественная заря. Признательные болгары возлагают венки и цветы к памятникам павшим за освобождение Болгарии русским, финским и румынским воинам во всей стране


8 марта- Международный женский день.

  В Болгарии праздник 8 Марта еще не стал национальным. Это обычный рабочий день. Так что у мужчин есть повод поздравить не только свою жену, но и женщин-коллег на работе.

  Обычно на работе, после обеда устраиваются застолья или же сослуживцы всем коллективом отправляются в ресторан или кафе. 

В последнее время у некоторых женщин в Болгарии отношение к празднику несколько охладело, другие же начали воспринимать его как атрибут соцвремен. Нередко замечается и факт, что женщины в отличие от мужчин с большим энтузиазмом поздравляют друг друга в этот день. 

Так или иначе этот день дает богатый повод дарить близким и знакомым женщинам мелкие подарки, цветы или просто поздравить приятным комплиментом.


25 марта – Благовещение Пресвятой Богородицы



 Благовещение - светлый праздник, связанный с благой вестью о рождении Спасителя. В этот день Архангел Гавриил известил Деву Марию, что она родит Иисуса Христа.

В Болгарии праздник называется еще «Благовец» и связан с окончательным приходом весны (певчие перелетные птицы вьют свои гнезда и всюду слышны их песни). Часто праздник приходится на середину пасхального поста, и в этот день разрешены рыбные блюда.

С праздником Благовец связаны и народные поверья. Например, дурной приметой является, если выйдешь утром без монеты в кармане.

Принято считать, что если ты в этот день при деньгах, то во всем году тебя будет преследовать удача. Считается еще, что в этот день любая рана зарастает чрезвычайно быстро. Поэтому принято в Благовещение прокалывать уши молодых девушек.


1 апреля – День смеха (день Дурака) 
День смеха в особом почете в Болгарии. Не то чтобы там шутят на каждом углу, но любовь к шуткам присутствует, в особенности в день «первого апреля», когда каждый пытается перехитрить соседа, коллегу, родных.

  Особо рады празднику дети. Бывают случаи, когда даже СМИ включаются в эту забавную игру и преподносят всякие сногсшибательные новости.

  А «пошла еси» шутка в Болгарии с города Габрово. Габровцы своим непревзойденным чувством юмора стали в Болгарии притчей во языцех. Дело дошло до того, что 1-го апреля 1972 года в Габрово появился самый настоящий Дом юмора и сатиры. Там постоянно идут выставки карикатур, всякие юморины и всегда много гостей. 

В одной габровской шутке спрашивают:«Почему основателю города - Рачо Кузнецу - памятник построили в реке?» И следует ответ: «А потому что никто не хотел скинуться и предоставить свое место на построение памятника». 

Да, габровцы ужасные скряги, но вместе с тем сами над собой и подтрунивают. В этом они чем-то похожи на шотландцев.

А 1 апреля 1976 года украинский астроном из Крымской астрофизической лаборатории Николай Черных даже назвал открытую им новую планету ГАБРОВО в честь так полюбившихся ему габровских шуток.


11 апреля – Лазарица
Лазарица, или День Лазаря, назван по имени Лазаря, который был воскрешен из мертвых Господом Иисусом Христом в самый канун Вхождения в Иерусалим. По средневековым писаниям, Лазарь жил после этого еще 30 лет в строгом посту и воздержании и был провозглашен Первым епископом Китиона, на острове Кипр. 

В День Лазаря в православных храмах в Болгарии отслуживаются праздничные литургии. Отмечается также память мученика Лазаря Болгарского, убитого поработителями в 1802 г.

  В этот день группы из 5-6 молодых девушек (лазарки) в возрасте от 10 до 16 лет обходят дома в деревнях, поют обрядовые песни и пляшут танцы с наговорами об урожае и здоровье. При этом упоминаются все члены семьи хозяев, в чей двор зашли «лазарки». В ответ на жизнерадостные песни «лазарок» хозяева дарят им яйца и деньги. Все же хозяйка дома зорко следит, чтобы лазарки повыше поднимали ноги при танце, чтобы урожай в новом году уродился повыше. 

Поверье гласит еще, что первый дом, в который девушки войдут, будет счастлив на весь год. «Лазарки» не умолкают весь день - они обходят поля, леса и огороды, чтобы везде уродился богатый урожай. Вечером того же дня в центре деревни собираются девушки и парни и устраивают вечеринку, где гуляют, танцуют и поют.


12 апреля – Вербное воскресенье
Вербное воскресенье (по-болгарски «Цветница» или «Вербница») празднуют в воскресенье после Дня Лазаря. Считается, что в этот день Господь Иисус Христос вошел на ослице в Иерусалим, встречаемый радостно людьми с ветками пальмы в руках.

Православный обычай в Болгарии выбрал для этого праздника ветки только что распустившейся вербы. Накануне вечером во время ночного бдения эти ветки освящаются в храме и на утро раздаются верующим. Каждый приносит в дом ветки вербы, сплетает из них венок и вешает на двери против зла и болезней. Этот венчик сжигают лишь через год.

В некоторых областях Болгарии известен обряд «кумичене». Молодые девушки, принимавшие накануне участие в Дне Лазаря, собираются у реки. Каждая приносит с собой венчик из веток вербы и специальный обрядовый хлеб «куклу». Ставит все это на дощечку и запускает в реку. Та, у которой венчик поплыл впереди у всех, становится «кумой» и ведет потом «хоро» (танец, при котором все берутся за руки) к своему дому.

На северо-востоке Болгарии «Цветница» связывают также с поминальными обрядами. Считается, что в этот день умершие «распускают» (их души выходят из могил) и хотят, чтобы близкие принесли им чего-нибудь. Еще до восхода солнца женщины идут на кладбище с ветками вербы и сеном в руках. Кадят могилу тмином, поливают водой и втыкают близко у плиты веточки, а потом зажигают там же и сено. Несмотря на строгий пост, в этот день разрешается есть рыбу.


19 апреля - Пасха


 Приготовления к празднику идут в течение всей предыдущей, Страстной недели. Обычно рано утром в Страстной четверг во всех домах красят яйца (если это не сделано тогда, то можно красить яйца лишь рано утром в субботу). Самая старая женщина первым покрашенным яйцом чертит крест на лбу всех детишек в доме. Потом это яйцо кладется перед домашней иконой. Обычно тогда же пекутся и Пасхальные хлеба (калачи), в которые кладется нечетное количество яиц. 

Празднование Великдена (Пасхи) начинается в полночь на воскресенье. В храмах собирается народ на праздничную литургию, неся в руках зажженные свечи и захватив из дому покрашенные яйца. Во время службы в храме все поют «Господь Иисус Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ», а после службы все поздравляют друг друга: «Христос воскресе!» Ответ должен гласить: «Воистину воскресе!». Это и служит поздравлением при встрече на улице в следующие несколько недель. Еще во дворе храма люди дарят друг другу покрашенные яички, чокаются ими, а потом их едят. 

Наутро люди снова посещают церковную службу, а потом собираются по-семейному. Молодые обычно идут в гости к родителям или к кумовьям. К столу подают, как правило, блюда из баранины, ставят на стол много салатов из свежих овощей, разливают красное вино.


1 мая – День труда* 
Этот праздник отмечается в 66 государствах мира после принятого в июле 1889 г. решения 1-го (Парижского) конгресса 2-го Интернационала о ежегодном праздновании Международного дня солидарности трудящихся в память о выступлении и борьбе с полицией рабочих Чикаго в майские дни 1886 г.

В Болгарии Праздник труда впервые отмечали еще в 1890 году по инициативе Общества типографов. Вскоре, Болгарская рабочая социал-демократическая партия стала главным организатором первомайских демонстраций. С 1945 года Первое мая стал государственным праздником. 

Во времена социализма первомайские демонстрации были важным атрибутом идеологии правящей Болгарской коммунистической партии. К 1 Маю принимались партийные и общественные обязательства, намечались пуски предприятий. В Софии эти демонстрации проводились у мавзолея Георгия Димитрова (ныне уже разрушенного). Первые люди партии и страны принимали демонстрации с трибун мавзолея. 

Первомайские (как впрочем и любые массовые демонстрации) были отменены указом после аварии Чернобыльской АЭС в 1986 г., но в первые дни после аварии власти умолчали о приближающейся к территории страны опасности и 1 мая 1986 года демонстрация состоялась под радиоактивным дождем.

Сегодня 1 мая люди собираются под знамена профсоюзов, а также по инициативе Болгарской социалистической партии. Организуются народные гуляния, профсоюзные митинги. В Центральном парке Софии («Борисовый сад») свой праздник отмечает левая печать.


6 мая - День святого Георгия*


  День святого Георгия, или по-болгарски ГЕРГЬÓВДЕН, - один из самых значимых и красивых весенних праздников. В народе он связан с земледелием (Георгий по-гречески означает «земледелец»), со скотоводством и в целом с весенним обновлением природы. В Болгарии святой Георгий считается как воином-защитником, так и покровителем пастухов и их скота. 

Когда-то год делили на два цикла: со дня святого Георгия до дня святого Димитра в октябре и с Димитрова дня до Гергьова дня. В этот день пастухи, которых обычно нанимали на все лето вплоть до конца октября, выходили со стадами в поле. Скотоводство и, особенно, овцеводство долгие века было основным промыслом в болгарской патриархальной семье. Поэтому в этот день традиционные обычаи и обряды связаны с овцами и уходом за ними. Накануне вечером устраивают обрядовый надой молока с овцы, которая первой в этом году родила ягнят. К ведерку красной ниткой привязывают букетик весенних цветов, а в ведерко кладут монетку, чтобы весь год надой был высоким. Также заплетают черной ниткой венчик из дикой герани, крапивы, ежевики и боярышника и украшают им голову овцы. Такой же венчик вешают и у двери в овчарню. Одна из молодых женщин ритуально отпивает молока через полые стебли девясила, чтобы овцы рожали ягнят-самок. В день святого Георгия впервые в году готовят и свежую брынзу, но не солят ее, дабы молоко у овец не пересыхало. 

Весенние травы, цветы и молодые ветки деревьев занимают особое место во всех обрядах. Женщины и дети выходят рано утром на луг и собирают полевые цветы, которыми потом украшают окна и двери в доме. Зелеными венчиками из бука, дуба или яблони украшают ворота, столы, помещения. А венчиками из разных лечебных трав: чеснока, ежевики, боярышника и крапивы – обычно совершают традиционный оберег домашнего скота. 

Есть поверие, что в ночь накануне праздника зарытые в землю клады начинают „играть”. Ночь также подходит и для всяких гаданий. Вообще, магия сопутствует празднику во всем. В древности считали, что в этот день можно отнять плодородие. Поэтому для оберега вечером клали за воротами кусок соли (на утро он шел в пищу овцам) и женский поясок, а рано утром мужчины спешили на свои нивы зарыть в середине красное пасхальное яйцо. Местами в западной Болгарии тогда же и сжигали солому, оставшуюся с Сочельника. В этот день даже и не подумывают выпросить соль или закваску для кислого молока у соседа – это считается плохой приметой. Особое значение в этот день имеет утренняя роса. Считается, что если умоешься этим утром майской росой, то весь год будешь здоровым и никакая болезнь не сможет тебя одолеть. Дождик же, выпавший в этот день, ценится на вес золота.

День святого Георгия связан и с традиционными богатыми застольями. Для праздничного стола хозяйка готовит специальный обрядовый хлеб («боговицу»), на котором она из теста лепит фигурки пастуха и овец. В честь святого Георгия в каждом доме (в деревнях это традиция) режут молодого ягненка. Перед этим ему на голову кладут веночек из собранных утром цветов, а на левом рожке зажигают свечку и читают молитву. Обычно его зарезают перед дверью, а кровь выливают в реку или в муравейник (чтобы овцы плодились, как муравьи). Кожа с зарезанного ягненка, по обычаю, идет в дар церковному храму. Традиционное блюдо к праздничному столу – это зажаренный на углях ягненок на вертеле. Из потрохов готовят блюдо «дроб-сарма» (вареные потроха, потушенные в духовке с рисом). За столом рекой льется вино, поются песни. А после застолья все танцуют танец хоро. Ведет хороводом самый известный пастух или же беременная женщина с зеленой веткой в руке.

Гергьóв день – это также День болгарской армии. В годы после освобождения от турецкого ига военные смотры в этот день постепенно стали набирать силу и утверждать себя как важный ритуал. Утром этого дня на площади перед Могилой Неизвестного солдата в Софии президент страны обычно принимает парад представительной части Болгарской армии, а патриарх Болгарской церкви освящает боевые знамена. Через полчаса начинается военный марш боевой техники через площадь Александра Первого Батенберга в центре столицы.


18 мая – день музеев
В Болгарии много музеев. Это и понятно — в стране с 13-вековой историей каждый камень хранит в себе следы прошлого. 

Во всех болгарских городах, и это независимо от их величины, можно посетить местные исторические музеи и познакомиться с историей области. В этих музеях хранятся порой редкие, уникальные памятники старины — монеты, орудия труда, утварь, старые книги, одежда, мебель, характерные для этих земель в разные времена. 

Есть даже музеи под открытым небом, как этнографический музей Этара недалеко от г. Габрово, в котором посетители знакомятся с работой разных кустарных мастерских 18-19 веков и даже могут приобрести изделия и товары традиционных для Болгарии народных ремесел: чеканную медь, одежду с национальными узорами, красочные горшки и кувшины, а также отведать старинных блюд. 

Есть даже целые деревни и города, превращенные в музеи. Это деревни Боженци и Арбанаси в Северной Болгарии, города Трявна в горах Стара планина и старый Несебыр у берегов Черного моря. Самая богатая коллекция экспонатов, однако, находится в Национальном историческом музее в Софии, который расположен в предгорьях Витоши в местечке Бояна.

В Болгарии также много музеев изобразительного искусства. Это галереи, в которых можно увидеть работы маститых мастеров или, как например в Галерее иностранного изобразительного искусства в Софии, можно насладиться работами художников со всего мира.

С недавнего времени в стране стали отмечать Международный день музеев. Уже несколько лет подряд во всей стране 18-го мая у музеев удлиненный рабочий день — они вообще не закрывают свои ворота на ночь, и вереница посетителей круглосуточно проходит по их залам. На площадях перед музеями устраиваются различные спектакли и демонстрации фотографий, на подмостках идут концерты известных исполнителей.


21 мая – фестиваль розы *
В Болгарии роза в особом почете. В долинах южнее горы Стара планина с давних времен выращивали масличную розу, из которой делали розовое масло, известное далеко за пределами Болгарии. Именно поэтому роза является одним из главных символов страны.

Много песен сложено о розе, она присутствует постоянным атрибутом в летних национальных обрядах болгар, в народных вышивках, ее рисовали все художники. Масло болгарской масличной розы славится своими качествами по всему миру. Все это побудило граждан Казанлыка и Карлово поочередно каждый год устраивать в конце мая вплоть до начала июня Фестиваль Розы. Карловцы устраивают его в нечетные годы, а жители Казанлыка — в четные. В прошлом веке традиция этих фестивалей то возобновлялась, то снова затихала, но хроника гласит, что первый Фестиваль розы состоялся в 1903 году в Карлово. Стоит ли говорить, что дни этих фестивалей с годами стали праздниками Карлово и Казанлыка, привлекающими туристов как из Болгарии, так и из-за рубежа.

Фестиваль начинается в открытом поле, у насаждений масличной розы, где проводится ритуальный сбор розовых лепестков, из которых потом связывают венки. Постепенно праздник переносится в центр города, где все уже готово к началу богатой культурной программы. Обычно ко дням фестиваля приурочены смотры фольклорных ансамблей страны, шествия кукеров, пленеры художников и фотографов, а также концерты юных исполнителей. Под открытым небом мастера традиционных народных ремесел изготавливают пестрые кувшины, ткут ковры или угощают гостей свежевыпеченными лепешками. В эти дни открыты для посетителей все культурные достопримечательности города и его окрестностей. Из них большей популярностью обладает Казанлыкская гробница-курган, построенная во времена древней Фракии.

Гвоздем программы Фестиваля Розы является конкурс Королевы (Царицы) Розы.Впервые этот конкурс состоялся в 1975 году, когда королевой стала школьница Стефка Харлова. В день события весь город обычно вытекает на улицу, где проводится Парад Розы. Под музыку песен и танцев проходят по главной улице Казанлыка или Карлово жители и гости города, наряженные в костюмы римских, фракийских и древнегреческих времен. А группа парней на специальных носилках в виде трона несет на руках прошлогоднюю Царицу Розы, увитую розовыми венками. Она осыпает присутствующих лепестковым дождем.

Праздник, как правило, заканчивается поздним вечером большим танцем хоро, в котором принимают участие все присутствующие.


24 мая –День святых Кирилла и Мефодия)*
В болгарском праздничном календаре день 24 мая – один из самых светлых и оригинальных праздников. Может быть, нет болгарина, который бы не знал, что в этот день отмечается дело славянских первоучителей Кирилла и Мефодия.

Святые равноапостолы Константин-Кирилл и Мефодий – византийские просветители и деятели христианской церкви, жившие в 9 веке. Они родились в Салоники, в аристократической семье. Есть сведения, что их мать звали Мария, и была она славянского происхождения. Старший брат Мефодий долгие годы был административным правителем области севернее Салоники, населенной исключительно славянами, а потом удалился в монастырь „Полихрон” в Малой Азии, недалеко от города Бурса, в нынешней Турции. Его брат Константин, окончивший знаменитую Магнаурскую школу в Константинополе, за свои исключительные способности еще в молодости получил титул „Философ” и был назначен библиотекарем при вселенском патриархе. В 855 г. после успешной дипломатической миссии в Багдад он тоже удалился в монастырь „Полихрон”, где игуменом служил его брат. С 860 по 867 г. Константин выполнил еще ряд дипломатических и религиозных миссий – к хазарам, в Моравию, в Рим, а также в Венецию, где одержал победу в диспуте с защитниками „триязычия” (согласно триязычию церковные тексты должны были быть или на латинском, или на греческом, или на иврите). Между тем вместе со своим братом Константин вел усиленную работу над первым славянским письмом – глаголицей – и переводом на нее святых писаний. В декабре 867 г. святые Константин, Мефодий и их ученики приехали в Рим, где папа Адриан Второй освятил славянские книги и благословил их дело. Во время этой миссии св. Константин и умер, приняв незадолго до смерти имя Кирилл вместе с монашеским саном. Его гроб находится в церкви „Сан Клементе” в Ватикане.

Обычно в день 24 мая праздничные шествия научных деятелей, преподавателей школ и вузов, школьников и просто желающих возлагают венки и цветы к памятникам Кириллу и Мефодию (а также других возрожденцев) во всей стране. Звучит Гимн Кириллу и Мефодию, написанный известным болгарским композитором Любомиром Пипковым на слова болгарского поэта Стояна Михайловского. Когда-то во времена социализма по указу властей устраивались массовые демонстрации на площадях. Сегодня таких демонстраций уже нет. Как правило, каждый год к этому празднику приурочиваются целый ряд культурных событий - «Салон искусств» в Народном Дворце Культуры в Софии, книжные ярмарки, циклы концертов, поэтические чтения под открытым небом, смотры художественной самодеятельности, открываются выставки, посвященные книгам или делу Кирилла и Мефодия.

С недавнего времени праздник стали отмечать и за рубежом. Сегодня дело святых Кирилла и Мефодия официально празднуют в России, в Белоруссии, в Украине и Молдове.


1 июня - Международный день защиты детей
Международный день защиты детей имеет в Болгарии свои традиции. Они были связаны с делом Людмилы Живковой (Председатель Комитета культуры страны вплоть до ее смерти в 1981 г., дочь Генерального секретаря БКП Тодора Живкова).

По ее инициативе в 1979 году была организована первая Международная детская ассамблея «Знамя мира», которая была призвана объединить усилия всех детей планеты за мир во всем мире. Ассамблея проводила свою работу под лозунгом «Единство, творчество, красота».

В окрестностях Софии был воздвигнут монумент «Знамя мира», где звон колоколов из 100 государств мира каждый год 1-го июня собирал маленьких гостей из ближних и далеких стран. Дети планеты участвовали в конкурсах рисунка на асфальте, проводились игры, состязания, концерты юных дарований. Гости знакомились с Болгарией, ездили на экскурсии по стране, знакомились между собой.

После смерти основательницы Ассамблеи встречи проводились еще несколько лет, но постепенно пыл пропал, а после 1989 года и вовсе угас. Несколько лет назад дочь Людмилы Живковой - Евгения Живкова начала прилагать усилия к возрождению традиции.


15 августа - Праздник Святого Ивана Рильского в Болгарии
Основанный Иваном Рильским монастырь стоит и поныне в одной из самых живописных местностей Рилы. В день патрона Рильского монастыря богомольцы со всех концов страны и из-за рубежа приезжают сюда помолиться перед древними иконами и вместе с монахами посетить пещеру неподалеку, в которой жил в свое время святой.

Святой Иван Рильский - самый уважаемый болгарский святой. Его почитают не только в Болгарии, но и на всем Балканском полуострове и в России. Его лик украшал болгарскую купюру стоимостью в 1 лев, а теперь украшает 1-левовую монету.


1 сентября - Праздники искусств «Аполлония»
С 1 по 10 сентября город Созополь на южном болгарском Причерноморье становится культурным центром всего региона - со всех концов страны и Европы, а также из Азии и Америки сюда стекаются поклонники всех видов искусств, чтобы не только отдохнуть под теплым южным солнцем, но и насладиться богатой культурной программой фестиваля. Наряду с известными болгарскими творцами здесь выступают их молодые коллеги из разных стран - художники со своими выставками, театральные коллективы, исполнители классической музыки и джаза, танцевальные труппы, писатели и поэты.

В течении фестиваля все залы, сцены и открытые площадки города предоставлены для культурных мероприятий. Каждый вечер на сцене театра идет спектакль, балет или концерт под открытым небом. В художественной галерее в Старом городе проходят выставки, а среди картин выдающиеся исполнители классической музыки проводят свои мастерские классы. Во время праздников всегда находят место и детскому творчеству. В культурном доме «Паисий Хилендарский» и в Археологическом музее проходят поэтические рециталы и промоции новых книг. События фестиваля отражаются болгарскими СМИ.

В 2006 году в фестивале приняли участие 7 театральных коллективов из Болгарии, исполнители классической музыки из России, США, Польши и Англии, джазовые формации из России, Франции, Сербии, Швейцарии, Македонии и Польши. В рамках фестиваля прошла Панорама болгарского кино, а также Детская Аполлония со спектаклями, специально предназначенными для детей. В этом году исполняется 110 лет со дня открытия Национальной художественной академии - София, и по этому поводу в залах Художественной галереи прошла выставка ее выпускников. Свой мастерский класс организует болгарский скрипач-виртуоз Минчо Минчев.


6 сентября - День объединения Болгарии*
День объединения Болгарии (по-болгарски Соединения Болгарии) отмечает акт присоединения Восточной Румелии к Княжеству Болгария в 1885 году.

По Берлинскому договору 1878 года Болгария, по существу, была разделена на три части: Княжество Болгария (со столицей София), автономная область Восточная Румелия (с центром Пловдив) и область Македония, которая оставалась частью Османской империи. Национальная доктрина молодого болгарского государства дала в 1885 году свои плоды: под напором народных масс в Восточной Румелии началось восстание,

6 сентября повстанческие отряды под предводительством Чардафона вошли в Пловдив и вынудили правителя области сдать свои обязанности Временному правительству. Через два дня болгарский князь Александр Батенберг специальным манифестом утвердил присоединение Восточной Румелии к Княжеству Болгарии. Это было нарушением Берлинского договора, и Александр Батенберг вызвал острую критику со стороны великих сил Европы (что впоследствии и стоило ему княжеской короны).

В памяти болгарского народа, однако, Александр Батенберг навсегда остался Царем-Объединителем. Сам он тоже пожелал, чтобы после смерти его прах покоился в Болгарии


22 сенятября – День независимости Болгарии*
В этот день отмечается годовщина провозглашения суверенного Болгарского царства. До этого времени Болгарское княжество формально являлось вассалом Османской империи и во всех внешнеполитических актах просило одобрения турецкого султана. Это один из самых молодых официальных праздников страны, но он уже обретает свои традиции


8 декабря – день студента Болгарии
По церковному календарю именно тогда отмечался день святого Климента Охридского.

Климент Охридский был одним из пяти спасшихся в Болгарии учеников святых братьев Кирилла и Мефодия. В городе Охриде (сейчас он в пределах Республики Македонии) он основал в конце 9 века при Охридском монастыре большую культурно-просветительскую школу, целью которой было воспитание и образование новой культурной элиты Болгарии.

Климент Охридский - достойный наследник великого дела авторов древнеславянского письма. Он реформировал глаголицу Кирилла и Мефодия, приблизив графику букв нового письма максимально к графике греческих букв. В Охриде в скором времени на старославянский (староболгарский) язык перевели все церковные и богослужебные книги, которые были разосланы во все концы Болгарии. Благодаря обретению своей новой письменности первое славянское государство в Европе отметило свой Золотой век.

После 1944 года празднование студенческого праздника было перенесено на 17 ноября (Всемирный день студенческой молодежи). Но в 1962 году по случаю 80-летия Софийского университета праздник вернули на старую дату.

В этот день высшие учебные заведения во всей стране закрыты, а студенты празднуют свой праздник в шумных компания


24 декабря - сочельник в Болгарии
Сочельник (или, как его называют по-болгарски, «Быдни вечер», «Малая Коляда») - один из самых устоявшихся семейных праздников в национальном праздничном своде болгар. Это своеобразный праздник накануне праздника: он весь посвящен приготовлениям к большому празднику - Рождеству Христову, Коляде.

Приготовления касаются и мужчин, и женщин. Мужчины, как правило, собираются группами, режут поросенка к праздничному столу на следующий день и свежуют его. В это время женщины пекут обрядовые хлеба и готовят постные блюда к Сочельнику. А хозяин дома готовит «быдник» («божик») - толстое (обычно дубовое) полено для праздничного очага. Этот «быдник» олицетворяет «Молодого Бога», которому предстоит этой ночью возродиться. Когда хозяин входит с ним в дом, то обязательно спрашивает: «Славите ли вы Молодого Бога?», на что следует незамедлительный ответ: «Славим, славим, добро пожаловать!». В прошлом «быдник» даже поливали мирровым маслом и обвивали его белым льняным полотном. Внесение этого полена-символа в дом олицетворяет увеличение урожая и прибавление скота в будущем году. Вечером, когда зажигают очаг (камин), «быдник» кладут посередине так, чтобы горел всю ночь.

Очень интересны блюда, которые ставятся на стол этим вечером. Почетное место занимает обрядовый хлеб - «божичник», который замешан на «молчаливой воде» (ее приносят утром девушки с колодца, но при этом они ни с кем не должны обмениваться словами). Это большой круглый обрядовый хлеб, разукрашенный сверху фигурками, символизирующими стога сена, скот, дом, соху так, чтобы потом, когда его разломают, каждому досталась часть всего этого добра. Отдельно пекутся караваи, которые дарят колядовщикам.

Хозяйка дома готовит к столу нечетное количество постных блюд. Обычно это красный болгарский перец, начиненный зрелой фасолью или рисом, постные голубцы, компот из сушеных фруктов (слив, груш и яблок), фасоль или чечевица, свежие фрукты и орехи. На стол всегда ставят тарелочку с медом, головки чеснока и лука. Особо домовитые хозяйки не пропускают случая поставить на стол и «тиквеник» - слоеный сладкий пирог с начинкой из тыквы. Вообще, чем больше блюд на столе, тем лучше - нужно, чтобы год уродился на славу.

Подобными словами начинается и ужин. После молитвы хозяин дома поднимает обрядовый хлеб и перед тем, как разломить его, наговаривает: «Пусть в новом году уродится все - и хлеб, и виноград, и кукуруза. Пусть хлев будет полон скотом. Господь наш, прейди к нам и поужинай вместе с нами».

Первый кусок обрядового хлеба ставится перед домашней иконой, часть хлеба идет на корм домашнему скоту, а остальное распределяется между членами семьи. С некоторого времени в хлеб кладут и монету. Кому она попадется, тому в следующем году будет везти во всем. После ужина все уже в ожидании колядовщиков


25 декабря - Праздник Рождество Христово*
Праздник Рождество Христово (Коляда) начинается в Болгарии с первых часов после полуночи. Из дома в дом начинают свое шествие колядовщики, которых все ждут. Это молодые неженатые подростки и парни в возрасте от 12 до 20 лет (иногда и более). Они одеты в национальные фольклорные костюмы. Все они в бурках и в специальных головных уборах из каракуля («колпаках»), к которым прикреплен цветок. Каждый имеет при себе длинную разукрашенную пастушью палку с крюком. Она играет особую роль в обрядовых танцах и наговорах.

Обычно сначала колядовщики собираются в дом своего вожака - «станеника». Если поселок велик, то образуются несколько групп колядовщиков, и каждая обходит свой район. Вожак извещает начало обхода ружейным выстрелом. Колядовщики идут от дома к дому и все время поют песни, посвященные Коляде (Молодому Богу, который в эту ночь родился). Их репертуар достаточно разнообразен. Когда, например, колядовщики заходят по пути в дом, то первую песню они поют хозяину дома. Затем в следующей песне они отправляют пожелания всем членам семьи от мала до велика. При этом колядовщики постукивают своими палками о землю (почти так же, как это делали друзья Виктора Крама в 4-м фильме о Гарри Поттере). Хозяин дома приглашает парней за стол и угощает их вином и ракией. Если в доме незамужняя девушка, то она подает вожаку свой специально предназначенный колядовщикам каравай. Вожак, со своей стороны, поднимает высоко каравай и говорит молитву всему дому и призывает к урожаю. Это обычно кульминационный момент в обряде. Кроме караваев колядовщикам дарят фрукты, часть праздничного пирога, вина, ракии, а в последнее время и денег.

Перед колядовщиками обычно бегут мальчики в возрасте до 12 лет, которые извещают хозяев стуками в дверь, что к ним придут дорогие гости. При этом одни мальчики («коты») издают кошачьи звуки. Другие мальчики же («ослы») несут дары колядовщиков.

Наутро все парни собираются у вожака выпить и поесть собранные накануне дары и начинают делить караваи между собой. Часть собранных даров и денег обязательно идут на благотворительность - в церковь или в школу. Каждый берет каравай своей любимой девушки. Если на данный каравай появились соперники, то делают ставки, и кто из парней поставит больше денег, тому каравай и достается. Вечеринка у вожака иногда длится вплоть до следующего утра.

В некоторых краях Болгарии Рождество Христово (Коляду) все еще празднуют по-православному - 7-го января.